Кроме того, в последнее время в Анкаре стало резко меняться отношение к США, и это отмечают все наблюдатели, которые их отслеживают. Турция не стала конфронтировать со Штатами по поводу того, как относиться к санкциям, которыми нагружена москва, и постепенно перекрывает все те каналы их обхода, которые традиционно здесь процветали. Более того, за последние дней 10 лапти просто наводнили Сеть сообщениями о том, что теперь использовать Анкару или Стамбул как хаб в авиапутешествиях стало практически невозможно.
И дело не в том, что Турция закрыла эту возможность, а в том, что с рейса в третью страну все чаще снимают разного сорта россиян без каких либо пояснений или уведомлений. Проще говоря, если кто-то решил полететь в Париж, Лондон или Нью-Йорк через Анкару, может долететь только до турецкой столицы и на том – все. Причем, лапти подозревают, что турки это делают в соответствии с какими-то стоп-листами, но что это за списки, понять не могут. Они предполагают, что составлены они не в Турции, а где-то на Западе, но турки присоединились к исполнению этих запретов.
Так что свертывание активности идет в самых разных областях деятельности, но понятно, что одним из самых важных является транзитный статус для российского газа. Ведь откажись Турция от предоставления этой возможности россиянам, Газпром вылетел бы в трубу уже в этом, а не в следующем году, когда он анонсирует убытки в триллион рублей. Он и сейчас уже сводит концы с концами только благодаря субсидированию из фонда национального благосостояния, а в следующем году этот номер уже может не пройти, поскольку там уже выстраивается очередь из шахтеров, металлургов, особенно – производителей алюминия и далее – по списку. И это – в добавок к тем, кто уже достаточно давно сидит на «подсосе». Так что турецкое «окно» позволяет Газпрому идти в простом пике, а не в крутом. Тем не менее, их пресса прямо сейчас пишет о том, что и здесь ситуация движется в тревожном направлении:
«В то время как прутин (х*йло – ред) не оставляет надежд организовать в Турции газовый хаб, в Анкаре решили двигаться в противоположном направлении — снижать зависимость от российских энергоресурсов. На замену им предполагается закупить огромные объемы у «недружественной» для России страны, с которой Турция восстанавливает отношения, после того как они ухудшались в течение нескольких лет. Турция намерена сформировать «портфель новых поставок», чтобы снизить зависимость от любого поставщика».
Не правда ли, эта риторика почти полностью совпадает с той, которую продемонстрировал только что министр энергетики Италии Джильберто Пичетто Фратин. Он уже отчитался о том, что его страна диверсифицировала поставки газа и может легко отказаться от российских поставок. За два года Италия сократила потребление российского газа почти впятеро, до исчезающе малой величины в 5%. И вот теперь примерно тоже самое, но в виде ближайших планов, озвучивает министр энергетики Турции, с красноречивой фамилией Альпарслан Байрактар. По его словам, страна ведет переговоры с американской ExxonMobil о заключении долгосрочного контракта (возможно, на десятилетие), по которому будет закупать до 2,5 млн тонн СПГ (3,5 млрд кубометров) в год. Такой объем по текущим ценам стоит $1,1 млрд, хотя обсуждение условий контракта продолжается.
А вообще, Турция стремится диверсифицировать закупки до того, как некоторые ее долгосрочные контракты с Россией истекут в 2025 г., а с Ираном — в 2026 г. Показательным является и значительное изменение структуры закупок газа Турцией, а на закупки СПГ в прошлом году пришлось около 35% импорта — против 15% в 2014 г. При таких раскладах вопрос о том, кто в данной паре играет роль Отелло, а кто Дездемоны, отпадает автоматически. Здесь хочется лишь пожелать Анкаре побыстрее перейти к финальной сцене, поскольку – пора. И в данном случае – неважно, молилась ли она на ночь или нет.
Это очень хороший ход со стороны Турции, но что именно произошло, что Турция изменила отношение к бункерным крысам?