На рассвете 10 января SpaceX провела испытание необычного аппарата, который за пару недель до этого вызывал самый живой интерес наблюдателей. В самом деле, внешний вид его явно указывал на то, что речь идет о топливной емкости ускорителя для нового космического аппарата Starship. Об этом говорил большой диаметр емкости и то, что она собиралась под открытым небом, как и тот прототип, который взорвался в ноябре. Но в отличие от ноябрьского полноразмерного резервуара, здесь был многократно усеченный резервуар, больше напоминавший привычные емкости, используемые для хранения природного газа.
В таких ситуациях SpaceX всегда ведет себя однотипно. Вы можете наблюдать все манипуляции просто онлайн, но не получаете никаких комментариев по поводу того, что и зачем делается. Поэтому до момента испытаний и комментариев их результатов никакой достоверной информации нет.
И вот 10 числа все встало на место. Емкость была снова наполнена элементом топлива и снова взорвалась. Вернее, взрывом это было трудно назвать, но произошла разгерметизация емкости и снова – в месте крепления верхнего «колпака» к цилиндрической боковой части корпуса. Разошлись сварные швы.
Как потом стало известно, суть испытания как раз и заключалась в том, чтобы зафиксировать максимальное давление, которое сможет выдержать конструкция, и в каких местах начнется ее разрушение. То есть, изначально задумывался «краш-тест», который был проведен на уменьшенном варианте рабочей емкости.
При этом известно, что с ноября месяца в конструкцию были внесены некоторые изменения. Емкость получила дополнительные элементы жесткости и слегка была изменена технология сваривания частей конструкции. При этом были учтены те слабые моменты, которые были зафиксированы при разрушении емкости в ноябре.
Суть мероприятия заключается вот в чем. Для такого типа емкости НАСА предусматривает рабочее давление в 6 бар и запас прочности в 25%. В ноябрьском тесте не удалось достичь даже рабочего давления и разрушение конструкции наступило при давлении составлявшим от 3 до 5 бар. Именно по этой причине Илон Маск решил внести существенные изменения в технологию изготовления аппаратов и были внесены некоторые конструктивные изменения, которые и были применены на испытательном образце.
При этом, сам Маск поставил цель – достичь запаса прочности, который позволяет выдерживать 140% рабочего давления, то есть – изделия должны превышать по прочности стандартные показатели НАСА. Собственно говоря, когда его техника терпит аварию, он всегда поступает подобным образом – существенно завышает планку требований и его люди работают именно для достижения этой цели. И потом все работает как часы.
В ходе испытаний было установлено, что разгерметизация емкости наступила при давлении 7,1 бар или на показателе 118%, но что самое главное, она произошла в тех местах, которые были определены как самые слабые. Сам Маск присутствовал при финальной стадии подготовки испытания и во время его проведения и говорят – остался им доволен. Сказал, что теперь знает, как добиться желаемого результата и дело двинется намного быстрее.
В общем, событие осталось незаметным, но кто его знает, может быть именно в это время и в этом месте был найден ключ к звездам. Ведь именно такие конструкции и из такого материала никто и никогда не делал, а возможно, лет через 10 никому в голову не придет делать это как-то иначе.
Да уж.
Сосуды под давлением – это, знаете ли, штука весьма заковыристая. В особенности сосуды большого объема.
В этом плане интересен пример давления. которое выдерживает стальная трубка с толщиной стенки в 1 мм.
Если при наружном диаметре 4 мм трубы это 602 килограмма на квадратный снтиметр (прибл.), то в случае наружного диаметра в 10 мм это уже 263 кг/см.кв. А при наружном диаметре 25 мм – “аж” 105 кг/см.кв.
Данные из каталога одной из фирм-производителей.
Так что, с учетом того, что исследовался и новый материал, И. Маск абсолютно адекватно подходит к задаче.
Впрочем, такой подход вполне нормален для профессионалов, не затурканых разнообразными идиотическими идеологиями, или скрепами.
Судя по всему, в технических учебных заведениях, в которых учились масковы инженеры, кафедр теологии не присутствовало.В отличие от таковых в эрэфии в последние годы.
И от экономики там не требуют быть экономной….
Честно говоря, меня просто гложет белая зависть к тем, кто там может делать то, что нужно, так, как нужно и делает это с соответствующим результатом.
Полностью с вами согласен..
Еще не совсем “звезды”, там надо совсем другие технологии… Но по Солнечной системе уже летать будет можно. Наблюдая сверху как внизу натягивают батут и клоуны на нем подскакивают 🙂 А настоящее “к звездам” настолько технически сложно, что сейчас мы не видим вообще возможностей таких полетов. Но “оборотной стороной” есть и утверждение что никакие “злобные инопланетяне” не прилетят нас завоевывать – слишком большие технические сложности и для них тоже. Хотя… Если вспомнить историю с увольнением в 19 веке главы патентного агентства по причине “все уже изобретено”, то можно над своим пессимизмом начинать смеяться уже сейчас 🙂