Это – важный юридический и даже философский момент, который всегда надо иметь ввиду. На самом деле, речь идет о том, что или кто является источником власти в стране. Если речь идет о монархии, то там утверждается, что власть как таковая, является эманацией бога и бог дает право на правление. Отсюда – обряд помазания, когда церковные иерархи, именем Бога, делегируют власть конкретному лицу. В демократических странах эти предрассудки забыты и как сказано в конституциях демократических стран, носителем власти является народ и он же может осуществлять ее прямо, без посредников или посредством делегирования ее конкретному лицу, в данном случае – президенту.
Поскольку Конституция имеет прямое действие, то как в ней все это расписано, так оно и действует. А в нашей Конституции написано, что народ, через свое волеизъявление, делегирует свои властные полномочия президенту на срок 5 лет с момента голосования. То есть, 31 марта народ изъявил свою волю, а уже дальше – подсчет голосов и собственно передача власти, уже осуществляется в режиме оконченного волеизъявления. Да, в прошлый раз выборы прошли в два тура, и результаты стали известны 4 мая, а полномочия были переданы 3 июня, но тут фокус в том, что именно 31 марта заканчивается полная легитимность президента и следующие выборы должны либо подтвердить легитимность второй каденции, либо привести к смене власти.
В большинстве стран президенты понимают значимость этого периода и сбрасывают обороты своей активности уже в период предвыборной кампании, а на период выборов и вовсе выбывают из политической деятельности. А все потому, что их легитимность ставится под вопрос самой конституционной процедурой. Но в нашем случае важно то, что Конституция фиксирует срок дегитимности в 5 лет и ни днем больше. Скажем так, проигравший президент, еще до месяца остается в первом кресле, но уже не станет выполнять какие-то международные визиты, представлять страну за рубежом, назначать или утверждать кого-то на руководящих должностях и так далее, поскольку это уже будет забота его сменщика. А сам уходящий президент понимает, что у него уже нет легитимности осуществлять функции президента.
И вот тут возникает момент, когда с одной стороны, выборы можно отменить в связи с военным положением и это не будет нарушением Конституции, но механизма продления именно легитимности свыше пяти лет, в Конституции нет. А это значит, что не проведя выборов, президент утрачивает легитимность и просто исполняет обязанности до следующих выборов. Если кто помнит, после бегства Януковича, обязанности президента исполнял Александр Турчинов. Сейчас нет нужды погружаться в тему, как к нему перешел этот функционал, но он именно исполнял эти обязанности, поскольку не имел конституционной легитимности.
И как мы помним, он назначил выборы президента, которые прошли несмотря на то, что был оккупирован Крым и половина Донбасса. Выборы прошли, несмотря на то, что они были организованы не на всей территории Украины и в них не принимали участия оккупированные регионы. А спустя несколько месяцев прошли и выборы в Верховну Раду. Таким образом, центральные органы государственной власти вернули свою легитимность и полную функциональность государственной власти.
(Окончание следует)