Только что в чешской прессе натолкнулся на любопытную статью о помойной федерации и некоторых аспектах истории, но это любопытство может быть не вполне понятным, без контекстов. А для того, чтобы слегка развернуть эти самые контексты, надо вернуться в совок, поскольку не все застали то время, а кто застал, мог не заметить определенных моментов или просто забыть о них. Это – естественно, поскольку мышление многих людей устроено так, что с течением времени все плохое уходит на второй план или даже дальше, а легко вспоминается что-то веселое или вообще – положительное. Поэтому просто напомню.

СОВОК

Сначала – такой себе визуальный образ, через который легко будет увидеть анонсированные контексты. Итак, перед Новым годом в младших классах совковых школ на уроках труда выделывали всякие игрушки для елки. Самым простым вариантом были бумажные «снежинки». Для того, чтобы получить такую снежинку, листок бумаги складывался определенным образом, в виде треугольника, обрезался и в сгибах делались аккуратные надрезы. Фокус там был в том, что когда все это потом разворачивалось, то приобретало вид чего-то ажурного, с множеством надрезов, которые складывались в определенный узор и если к этому приложить немного фантазии, то можно было увидеть отдаленное сходство со снежинкой. Некоторые доводили такие упражнения до грани искусства и получалось что-то совсем загадочное. Но главным эффектом было то, что когда листок сложен и его еще только надрезают, было практически невозможно угадать, какой именно узор получится в итоге.

Спустя пару-тройку десятков лет после окончания школы, обозревая школьный курс истории, географии и литературы, уже зная, насколько все это не соответствовало действительности, как раз и возникла аналогия с описанной выше «снежинкой». Цензура тщательно вырезала все, что могло навредить политике партии и правительства и свеже канонизированным взглядам на все  указанное выше. Ведь нельзя было сказать, что в совке не переписывалась история. Наоборот, она переписывалась регулярно, после очередной смены власти. То упор делался на вождя мирового пролетариата, то – на отца и учителя, а то на великого полководца с Малой Земли, но всегда было нечто общее. Из истории напрочь выкидывались ее огромные куски, которые  бросали тень на пролетариат, классовую борьбу и другие коммунистические догматы.

Примерно тоже самое происходило с географией, где надо было аккуратно вплести пояснение тех или иных территориальных или экономических особенностей мира, с точки зрения классовой борьбы и противостояния социалистической и капиталистической систем. Но особенно это было видно по литературе, когда резка шла как по авторам, так и по периодам мировой литературы. Вроде бы взять и признать, что до победы пролетариата литературы не было вовсе и ее придумал Маяковский и Горький, было глупо, и потому резка шла тщательная, чтобы оставить лишь то, что не могло поколебать устои коммунистической идеологии. А для этого приходилось резать не только имена писателей, но в отдельных случаях – изымать из их творчества целые куски, которые касались чуждых тем, например – жизни буржуазии, откуда не было видно, что она загнивала или боже упаси – каких-то эротических моментов. В общем, работы у цензоров было больше, чем у того же Фейсбука или Гугла и самое главное, несмотря на все эти вырезки, предмет – литература, должен был иметь более или менее стройный вид.

(Окончание следует)

Один коментар до “Искусство резки (Часть 1)”
  1. Да что там литература… Совкового идола К.Маркса никогда не издавали в формате ПСС (Полное собрание сочинений). Я ещё когда проходили курс “История КПСС” сильно удивился этому.
    А “ларчик просто открывается”:
    “Московиты узурпировали имя России. Они не славяне, а монголы и финны”, – Карл Маркс.
    На такое “пойтить” не могли.

Коментарі закриті.