Любое правительство, невзирая на его окраску и демократическое оно или наоборот, всегда пытается показать своему населению, насколько оно эффективно. Как это ни странно, авторитарный режим в этом нуждается еще больше потому, что ему надо оправдать свои чрезмерные полномочия и бесконечный срок правления. А для этого публику надо убедить в том, что правительство работает эффективно и переживать публике не о чем. Для этого можно использовать разные приемы, но как ни крути, надо показывать какие-то количественных данные, показывающие, как все становится лучше.
В совке такими показателями, повышающими бодрость населения, были данные о растущем объеме выплавленного чугуна и стали, а также – выработанной электроэнергии. В особых случаях, эти показатели можно было сравнить с таковыми по состоянию на 1913 год и картина становилась если не праздничной, то однозначно – бодрой. Тем более, все знали, что в США «негры недоедают», а докторскую колбасу там себе могут позволить исключительно миллионеры и эксплуататоры.
Правда, тогда предусмотрительно не трогали тему повышения жиров в масле, как это было у Митця, мало ли что, и как потом стало понятно – правильно и делали. Но картина стремительно роста, увеличения и вообще – движения к «светлому будущему» была целостной и убедительной. Только эти движения приводили к тому, что жрать сильно хотелось, но это уже закон природы и от него – никуда не денешься.
К тому же, командированные туда журналисты открывали глаза на некоторые вещи, которые и вовсе не нуждались в количественных характеристиках. Например, американцы не могли купить Жигулевского пива не то, что в бутылках, но даже на розлив из штуцера в свою стеклотару. Дикость американцев дошла до такой степени, что они просто не знали о том, что такое «Столичная» или «Солнцедар». О том, что такое «Агдам», даже говорить нечего.
Но все равно, публике надо было показать душераздирающую статистику, которая в самом невыгодном свете выставит оппонентов, и в ход шло указание на уровень безработицы. При этом – приводились данные самих американцев. Надо заметить, что прием этот был беспроигрышным, поскольку в совке слово «безработица» не имело никакого смысла, а тем более – не имели смысла и количественные показатели оной, поскольку совок понятия не имел, как они высчитываются. Но тут важно то, что от этой темы перебрасывался мостик в сторону того, что их экономика на грани краха, а доллар – пустая бумажка. Это при том, что 99% населения не держали его в руках, а если бы подержали и это кто-то увидел, сел бы лет на 15.
Оно и понятно, ведь в совке официально не работающие люди, если на то не было причины, наподобие инвалидности, считались тунеядцами, а за тунеядство было предусмотрено наказание по соответствующей статье УК. Там был пусть и небольшой, но реальный срок отсидки, а в местах не столь отдаленных, севших за такое, называли «труболетами» почему так – мне неизвестно. Именно поэтому, репортажи о высоком уровне безработицы, от которого Запад как раз и загнивает, всегда били «в десятку». Тогда совки это впитывали также легко, как спустя десятилетия им заходило: «А вы видели госдолг США?». Смещение акцентов оправдано, поскольку если в совке эти цифры воспринимались без вопросов, то теперь в россии каждый знает, что такое безработица и начнет сравнивать с тем, что есть у них, а это – не та икебана, ради которой стоит жонглировать цифрами.
(Окончание следует)