Как и прогнозировал президент Польши Анджей Дуда, к обеду Государственная избирательная комиссия (PKW) закончила подсчет голосов, полученных из всех 100% избирательных участков. Правящая партия ПиС получила большое количество голосов среди всех участвовавших в выборах партий – 35,38% и хоть утратила «монобольшинство», но осталась ядром будущей коалиции. Оппозиционная коалиция партий КО набрала 30,7%, Партия «Третий Путь» на самом деле оказалась третьей с 14,4%. Партия «Новые левые» заняла почетное четвертое место с 8.61%. И наконец ультраправая Кофедерация набрала 7,16%. Они и сформируют состав Сейма следующей каденции.

Выборы в Сенат – верхнюю палату парламента, которые проходят по мажоритарке, а не по открытым партийным спискам, как это происходит на выборах в Сейм, дали сопоставимые результаты и выглядят примерно так. ПиС получает 35%, Гражданская коалиция – 28,24%, Третий путь – 11.68%, Конфедерация – 6,85 и Новые левые 5,34%. Независимые кандидаты получили 4,97% голосов.

Выборы действительно показали рекордную явку, но как и ожидалось, наиболее успешно удалось мобилизовать электорат крупных городов. Так Варшава показала явку 84,92%, Познань – 82,92%, на третьем месте – Краков и на четвертом – Люблин. Дальше запускаются конституционные процедуры формирования нового парламента и правительства. Вчера мы об этом писали подробно, а сейчас просто добавим, что начиная с момента официального оглашения результатов выборов, начинается 90-дневный срок обжалования. 

За это время, палата по чрезвычайному контролю и государственным делам Верховного суда Польши должна рассмотреть все жалобы, поданные на результаты выборов, и вынести окончательное решение по поводу выборов как в Сейм, так и в Сенат. Крайним сроком оглашения этого решения считается 13 января 2024 года. Понятно, что это – прерогатива суда, но международные наблюдатели, в частности и наши, от Европарламента, говорят о том, что выборы прошли прозрачно и единственной трудностью, в нашем понимании этого момента, стали сами избирательные бюллетени, которые представляют собой чуть ли ни размер простыни, поскольку в них указано не только название партии, но поскольку партийные списки открытые – имена всех кандидатов от данной партии.

То есть Польша только что показала, как в демократической стране проходят открытые, прозрачные выборы, в которых нет места для каких-то махинаций. И кроме того, что наблюдатели не видели нарушений, сами результаты выборов, которые показали уменьшение количества голосов, отданных за правящую партию – лишнее тому подтверждение. А мы просто напомним о том, что буквально вчера, пресс-секретарь прутина, на вопрос о том, кто составит ему конкуренцию на предстоящих весной выборах, сказал следующее:

«Мы неоднократно говорили, что президент Путин, безусловно, является политиком, государственным деятелем номер один у нас в стране. И мое личное мнение — хотя я вряд ли имею право его говорить — но, нарушая правила, могу сказать, что у него конкурентов в настоящий момент нет и быть не может».

Оно и понятно, поскольку сам прутин несколькими днями ранее заявил о том, что не понимает, как можно строить отношения со странами, в которых постоянно меняются президенты. Этот лепрозорий никогда не жил при демократии – отторгая даже ее чахлые ростки, не живет и жить не будет. Ну а нам – в другую сторону. Пускай они прутина себе намазывают на хлеб или что у них там скоро будет вместо хлеба.

9 коментар до “Польша. Окончательные итоги выборов”
  1. У нас теж іде підготовка до виборів.Ось опозиція намалювалась
    “Як тільки шкода, яку Зеленський та його команда завдає Україні, стала більшою, ніж користь, яку вони ж приносять, я почав вас про це інформувати. … Основний обсяг чорної пропаганди проти мене замовляє Офіс Президента. Причому перші матеріали пішли в кінці березня 22 року, коли Київ ще був в облозі, а я був учасником стамбульської переговорної групи, розмовляв з трибуни Офісу і разом з ними сидів в одній кімнаті, ламав хліб за одним столом і чекав ракет на голову. Причина проста – особистий рейтинг, що різко зріс, розмір якого вважали небезпечним для великого і славетного”, – зазначив Арестович. Джерело: https://censor.net/ua/n3449956

    1. > опозиція намалювалась

      Це вже скоріше “намалювали”, за принципом “купи козу — продай козу”.

  2. у Польщі.влітку працював на парковці, під’їздить”Порш”, виходить хлоп, років 30-35, дивлюсь, а в йо на сорочці комсомольський значок радянський і не простий, а з якимось надписом (були такі), я йому показую на значок, а він посміхається(я думав чудить), а тоді у новинах про ліваків почув. Дивного немає, дурнів за ідею достатньо скрізь, але “Порш”! Туск дійсно вів агітацію агресивно, неодноразово бачив сюжети у новинах з бійкою і скандалами з боку агітаторів СО

  3. ПіС не буде ядром урядової коаліції, їх єдиний потенційний партнер — відверто антиукраїнська, якщо не сказати фашистська Конфедерація, і разом вони не набирають більшості. Лівиця і Третий шлях категорично відхилили ПіСовські пропозиції, натомість готові співпрацювати з Громадянською коаліцією (на чолі з Туском) — з сумарною перевагою приблизно в 30 голосів. Формально президент Дуда може надати ПіСу можливість створити уряд, але шансів на його підтримку у новому Сеймі немає. Згідно з формальними процедурами ПіСівський уряд може працювати до грудня, але пишуть, що там вже почали нищити якісь (!?) документи.

  4. ПіС не буде в коаліції. Всі потенційні партнери категорично відмовляються. Тому можливі зміни в підході Польщі… Може вибрики наших “політиків” все-таки знизили рейтинг правлячої партії…

  5. “То есть Польша только что показала, как в демократической стране проходят открытые, прозрачные выборы, в которых нет места для каких-то махинаций. И кроме того, что наблюдатели не видели нарушений, сами результаты выборов, которые показали уменьшение количества голосов, отданных за правящую партию – лишнее тому подтверждение”.
    По мнению не уважаемой на “ЛО” ОБСЕ “while Poland’s election administration performed efficiently, transparency was regrettably limited. More troublingly, we observed that the ruling party and its candidates gained a clear advantage from the misuse of state resources, undermining the separation between state and party.” что в переводе на кондовый “в то время как проведение выборов было эффективным, но недостаточно транспарентным. Беспокоило то, что как мы наблюдали, правящая партия и ее кандидаты получили явное преимущество вследствие использования ресурсов государства , что стерло границу между государством и партией (правящей)”.
    Сколько процентов это добавило правящей партии и сколько отняло у оппозиции оставим за скобками. Ясно, что при “открытых, прозрачных выборах” соотношение было бы иным. Не исключено, что при прочих равных Платформа сравнялась бы с ПиСом, а может набрала бы и побольше. К тому же не следует идеализировать ПиС. Появились сведения, что его лидеры были замешаны в связях с теми импортерами “украинского” зерна, которые тем самым нагрели ручки на проблемах Украины. А затем создав проблему и заработав на ней, лицемерно сравнили Украину с утопающим, который тянет спасающего на дно. Как мило!
    Кстати по поводу симпатий избирателей, более образованные жители крупных городов ориентированные на ЕС предпочли оппозицию, а более консервативные жители села и малых городов, менее образованные и с большим процентов верующих, предпочли правящую партию. Такой расклад явственно виден из детальной карты распределения симпатии избирателей.
    Какой из этой истории вывод? Возможно необходимо дождаться формирования правительства, и, если оно будет сформировано оппозицией, дать ему 100 дней ну а затем делать выводы

  6. Навряд чи ПіС зфрмує коаліцію та уряд.
    Це добре, що Польша не пішла шляхом Угорщини, цементуючи владу на десятиріччя аля Орбан. Поляки розуміють, що справжня демократія існує тільки там, де владу на виборах змінюють.

  7. Ну от, коммент з позицією ОБСЄ підтверджує критику ПіС, що я раніше читав в західних ЗМІ. Не розумію, чому автор статті так безоглядно підтримує ПіС і настільки однобоко і далеко від істини описує ситуацію. Там наче навпаки, коаліція проти ПіС складається.

Коментарі закриті.