Трудно представить, но вполне возможно, что небольшая часть армянского населения, которое поколениями жило на этой земле и не захватывало чужого имущества, не принимало участие в изгнании азербайджанцев, таки останется на месте, оставив себе опцию выслушать все о своем народе, что им выскажут те, кто вернется. Думаю, что это будет очень нелегко и они получат обратно то, что должны были выгребать сбежавшие. А как вчера было сказано, местное оккупационное правительство вчера самораспустилось и предложило своему населению либо эвакуироваться, либо согласовывать свою дальнейшую жизнь в Карабахе с азербайджанскими властями. В самой же Армении, известие о том, что их «Арцах» сам себя ликвидировал, было встречено вот такой реакцией:

Ведущая наживо читает указ о самороспуске и льет горькие слезы. Можно не сомневаться в том, что когда шел процесс оккупации, ее предшественники радостно рапортовали о том, что вот только что удалось захватить еще один населенный пункт или еще один район Азербайджана и все это под восторженные возгласы публики, которая это слушала по телевизору. Причем, с не меньшей радостью воспринимались сообщения об оккупации уже районов Азербайджана, которые никогда не были Карабахом. Все было радостно, весело и бодро, а теперь – вон оно как.

Отсюда – первый, локальный урок. Всем тем, кто поступил так, как вот эти армяне и поехал «обживать» отжатые территории, надо понимать простую истину. Вы там можете прожить год, два, пять, десять или даже тридцать лет, как это было в Карабахе, но в какой-то момент вы окажетесь ровно в той же самой ситуации, как и карабахские армяне. Вам любой юрист скажет о том, что даже если вы что-то там покупали за свои деньги и оформляли у российских нотариусов и по российским законам, все эти сделки купли продажи являются ничтожными с момента их оформления, поскольку действие российских нормативно-правовых на оккупированной территории было не законным. 

И то, что вы верили прутину о том, что теперь это российская территория – ваши проблемы. Еще хуже будет тем, кто завладел отжатым имуществом. Не буду описывать то, что их ожидает, но просто замечу, что даже программа-минимум у них будет настолько веселой, что стоит обратить внимание на выезжающих из Карабаха армян, поскольку они поступают мудро. Ну программа-максимум может выглядеть вообще мрачно, и случится это в период, когда оккупационные силы уже смоются, а украинские еще не закрепятся и полностью не восстановят суверенитет, а значит, и действе украинского законодательства в данной, конкретной локации. В этот момент очень многие получат свое персональное «спасибо» и потому смываться надо вовремя, поскольку потом уже будет поздно.

Второй урок связан с другим сюжетом, о котором мы писали ранее, и связан он с главой оккупационной администрации Рубеном Варданяном, которого азербайджанские силовики задержали при попытке бегства в Армению. Это – отдельная и поучительная история о судьбе довольно зажиточного деятеля, который решил сыграть в игру на оккупацию. Причем, сам он вступил в игру на финальном этапе войны и потому сейчас ему наверняка приходит мысль о том, зачем он ввязался в эту авантюру. Но судя по всему, теперь у него будет много времени для того, чтобы задавать эти вопросы самому себе и самостоятельно на них отвечать.

(Окончание следует)