Сразу несколько самых разных по географии и направленности аналитических групп, в той или иной мере определенности, высказались о том, что у китайской экономики не просто проблемы, а они имеют серьезный и необратимый характер. При этом, специалисты не дают каких-то глобальных выводов или прогнозов и каждая группа исследует свой сегмент общей картины. Например, одна группа утверждает, что следствием проводимой Си политики стал кризис спроса, что уже вылилось пусть и не в галопирующую, но все же дефляцию.
По мнению этой группы исследователей, умеренная инфляция – признак здоровой экономики и свидетельствует о небольшом превышении спроса над предложением, что заставляет экономику развиваться в определенном направлении. Но когда предложение начинает превышать спрос, то это – тревожный сигнал и он свидетельствует о перекосе в экономике. Причем, именно дефляцию можно считать всего лишь индикатором того, что внутри что-то серьезно сломалось. Специалисты напоминают, что хорошо известная Великая Депрессия 30-х годов прошлого столетия имела точно такие же признаки надвигающейся катастрофы.
Ну а в качестве наглядного примера приводят историю с ростом экономики Японии, когда темпы роста достигли своего естественного потолка и потребовали быстрой переналадки экономики. И фокус тут в том, что чем дольше тянуть с радикальными изменениями, тем глубже будет яма просадки и тем дольше придется из нее выбираться. Они утверждают, что в Японии этот момент был упущен, пусть и не значительно, но она только сейчас начинает выходить из ямы, в которую попала в 90-х. И тогда тоже был период дефляции, показавший, что экономика страны серьезно больна и ее болезнь роста переходит в болезнь спада.
Другие же специалисты говорят о проблемах, связанных с фондовыми рынками, которые тоже имеют гигантский перекос. Третьи делают упор на то, что гибридная, планово-рыночная экономка утратила золотой баланс и с приходом Си – сдвинулась в сторону плановой, что и послужило причиной отката экономики, поскольку все более ощутимыми стали механизмы государственного регулирования, но оно оказалось не эффективным и в ряде случае – прямо противоположным тому, что стоило бы делать в этой, конкретной ситуации.
Ну а то общее, на чем все сходятся, имеет примерно такой вид. Примерно до лета минувшего года китайский рынок находился в режиме выхода из кризиса, вызванного пандемией Ковид. Все не очень позитивные тенденции в экономике было принято списывать именно на этот фактор, но когда остальные крупные экономики стали демонстрировать явные признаки восстановления, китайская продолжала демонстрировать показатели ниже того, что планировала КПК. И последний квартал минувшего года не стал исключением. И в конце концов, из Китая пошел устойчивый отток инвестиций. Рынок перестал расти и деньги начали уходить, причем – уходят даже китайские деньги. Это явление только стало заметным, но оно дает резкий контраст с тем, что можно было наблюдать несколько десятилетий подряд.
Похоже на то, что Китай столкнулся с кризисом сбыта, и его продукция перестала потребляться с ростом как в самой стране, так и за рубежом. Аналитики говорят о том, что впервые ха долгие годы в Китае признали чистую убыль населения страны. В отличие от растущего населения Индии, Китай показал сокращение. Понятно, что в этом случае можно говорить и о сокращении самой потребляющей части населения. Плюс к тому, по разным причинам, зарубежные партнеры тоже стали сокращать свою зависимость от китайских поставок.
(Окончание следует)