Мы не раз писали о том, как в совке происходили технологические всплески и кто за этим стоял, но коротко напомним для тех, кто не читал этих статей. В начале 30-х годов, когда Сталин практически закончил драку за власть и нейтрализовал своих основных конкурентов, встал вопрос о том, что делать дальше, и к тому времени стало понятно, что «мировая революция», о которой смело рассуждали теоретики марксизма-ленинизма – не объективный и неизбежный процесс и самотеком из этого ничего не получится.
Сталин прекрасно знал, как большевикам удалось захватить власть и кто тщательно составил план этого захвата. На самом деле, российские ностальгирующие за совком деятели должны ставить памятники не Ленину, психически не здоровому человеку, а гениальному аналитику и комбинатору Эриху Людендорфу, который привел во власть не только Ленина, но и Гитлера.
Но это – другая история, а нам важно понимать, что Сталин увидел вокруг совка.
А увидел он «враждебное окружение», и более того, он заметил тенденции разложения «коммунистического рая» в своей стране и понял, что две системы – совковая и нормальная, не могут ужиться вместе и что конфликт между ними неизбежен.
Более того, продлевая учения Маркса и Ленина, Сталин создал собственную, пусть и небольшую теоретическую надстройку над классической коммунистической системой. Он решил, что самостоятельно в мире не будет никаких революций, и что в России все произошло не по предсказаниям Маркса, а прямо против них. Ведь и Маркс, и Ленин (в 1916 году) ставили крест на России как на месте, где такая революция могла победить в принципе, а что она станет первой страной, где это произойдет – они вовсе не мечтали.
Из этого Сталин сделал вывод о том, что «мировую революцию» надо подталкивать большой мировой войной, иначе коммунисты проиграют и в самой совдепии. Он так и говорил, что отставания в технологиях, и в первую очередь – в оборонных технологиях, через десяток лет поставит крест на всем совковом проекте.
Оттуда и родился план индустриализации страны, который был осуществлен силами инженеров, архитекторов и технологов, которые работали под руководством выдающегося специалиста в области промышленной архитектуры Альберта Кана. Именно его усилиями была создана современная промышленность со всей необходимой инфраструктурой и под нее были получены ключевые технологии.
Вторым вливанием «технологической крови» стала помощь США по программе «Ленд-лиз». Практически полностью разрушенная германским вторжением промышленность совка была создана заново. Ведь на самом деле, в совок тогда поставлялись не только танки, самолеты, боеприпасы и прочее, но и масса технологического оборудования, которое и стало основной новой оборонной промышленности.
Третья волна оказалась наиболее важной. После падения Рейха, совку удалось вывезти из Германии целые заводы с оборудованием, технологической документацией и что более важно – с персоналом, инженерами и конструкторами. Причем, Штаты воздерживались поставлять в совок самые передовые разработки или оборудование, а немцев никто не спрашивал. Их просто погрузили в вагоны и привезли в совок, где разместили в специальных «шаражках», откуда пошло все то, что через время стало по мощности вровень с американским, и в первую очередь, это касалось авиации, ядерного оружия и прочего.
(окончание следует)